Мужество и стойкость ленинградцев
В июле — сентябре 1941 войска немецкой группы армий «Север» (генерал-фельдмаршал В. Лееб), имея превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 г. город оказался в «клещах» окружения. Немцы перерезали железную дорогу Москва – Ленинград, 8 сентября взяли Шлиссельбург и окончательно окружили город с суши.
Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвода, чтобы туда мышь не могла проскочить. Непощадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Начались постоянные бомбежки города. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов. Во всем городе, вероятно, не осталось не одного целого стекла.
К началу осады из Ленинграда вывезли только очень небольшую часть жителей (менее 500 тыс.). Около 2,8 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.
Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. В январе перестал работать водопровод, и воду приходилось брать из прорубей.
Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставляли только по воздуху и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти» (позднее появилось другое название «Дорога жизни»).
Жительница города Елена Кочина записала в своем дневнике 15 ноября: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».
С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабо чих составляла всего 250 г. для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. «Это совсем маленький кусочек: тяжелый, мелкий, сырой – замечала Елена Кочина. – Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки». 10 декабря она сделала такую запись: «Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестят, как будто покрыты лаком, - первая степень дистрофии, другие высохли – вторая степень».
В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.
Весной 1942 г. при т аянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тыс. трупов («подснежники», как их тогда называли). Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках стали торговать сомнительным студнем.
Педагог Л. Раскин, выступая перед коллегами в 1946 г. вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях истощенные с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши поползли по исхудавшим телам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка».
В то же время руководители города, все приписанные к столовой Смольского, а также сотрудники НКВД получали нормальное питание. На самолетах в осажденный город доставлялись колбаса, сгущенное молоко, даже консервные фрукты.
Во время блокады продолжала работать особая пекарня, где выпекались сдобные булки, пирожное, белый хлеб. В неофициальных беседах ответственные работники объясняли ее тем, что «пекари даже в условиях блокады не должны терять своего мастерства».
В ходе 900-дневной блокады войска Ленинградского фронта (с 11.9.1941 — генерал армии Г. К. Жуков, с 10.10.1941 — генерал-майор И. И. Федюнинский, с 26.10.1941 — генерал-лейтенант М. С. Хозин, с 9.6.1942 — генерал-лейтенант, позже Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), силы Балтийского флота (вице-адмирал В. Ф. Трибуц) и Ладожской военной флотилии (контр-адмирал В. С. Чероков) отразили все атаки врага. Население Ленинграда, несмотря на варварские бомбардировки, голод и холод, активно помогало фронту.
Снабжение города и войск удалось наладить по «Дороге жизни»1 (через Ладожское озеро). В январе 1943 блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера 14.1.1944 войска Ленинградского, Волховского (генерал армии К. А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии М. М. Попов) фронтов перешли в наступление (27.1 окончательно ликвидировали блокаду) и к марту 1944 отбросили противника на 220-280 км от Ленинграда. В июне-августе 1944 в ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операции были разбиты финские войска и снята угроза Ленинграду с севера.
От голода во время блокады погибло, по официальным данным, около 642 тыс. человек. По другим оценкам – до 850 тыс. человек.
27 января 1944 г. блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени осталось 560 тыс. жителей – в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
Блокада длилась 880 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества.
В 1964-67 на бывших рубежах обороны Ленинграда создан «Зеленый пояс славы», включающий около 60 памятников и ассамблей, объединенных по территориальному признаку в большие группы: «Ораниенбаумский плацдарм», «Пулковский рубеж»1, «Невский "пятачок"», «Дорога жизни», «Карельский перешеек»2.
<< >>
Комментариев нет:
Отправить комментарий